Кружево, кружево, кружево…

Слово «кружево» имеет два значения. Одно из них происходит от слова «окружать», которым о России определялись разные отделки по краям одежды. Такие отделки могли быть ткаными, например, из ткани другого сорта  или цвета, или нашивками из разной  тесьмы или вышивки. Когда на Руси появилось первое кружево, его использовали именно в виде нашивок.

В другом значении этим словом обозначают узорное ажурное изделие -  самостоятельный вид украшения одежды или убранства. В понятие «кружево» обычно включаются три различных вида техники: шитое иглой, плетеное на коклюшках и вязаное на спицах или крючком. Собственно настоящим кружевом считаются только два первых - шитое и плетеное. Третий вид, вязаное крючком или на спицах, ценители искусствоведы обычно считают имитацией двух первых. И все-таки, это настоящее кружево, хотя, возможно, и не настолько ценное как плетеное или шитое.Кружево -  искусство европейское. Поскольку кружевоплетение невозможно без металлических булавок, а булавки стали широко известны только с середины XVI века, то и появление кружева можно связывать именно с этим периодом времени. Именно со второй половины XVI столетия дошли до нас многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах, и, наконец, сохранились сколки, сделанные на пергаменте в 1577 году. Тогда же появился и термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые оспаривают друг у друга право называться родиной кружевоплетения. Вопрос этот так и не решен до сих пор.

Ни в каком другом виде декоративно-прикладного искусства техника исполнения не имеет такого значения для художественного облика изделий, как в кружеве. Именно с ее развитием связано все разнообразие типов, известных по местам их создания: «брюссельское», «малин», «валансьен». Творческие находки русских мастериц настолько самобытны, что вошли в общую историю культуры под названием «русское кружево». В России в XVIII-XIХ веках практически все виды известного в европейских странах кружева – «валансьен», «алансон», «шантильи», «брюссельские» и другие, чему способствовали как разнообразное сырье и наличие дешевой рабочей силы (крепостные - в помещичьих мастерских). Удешевление изготовления кружев из-за введения средств механизации, а затем отмена крепостного права в 1861 году привели к тому, что прежнее значительное производство ручного кружева западноевропейских видов прекратилось, а продолжилось дальнейшее развитие традиционного русского кружева в Вологодской, Орловской, Рязанской, Ярославской, Петербургской и других губерниях. Для него характерны не только декоративные, технические и другие качества, позволяющие выделить русское кружево среди прочих, но и традиционные русские названия узоров, рожденные реалиями русской природы, особенностью восприятия их в культуре.

Вязание крючком – техника универсальная, поэтому мы можем повторять узоры разных кружев. Шитые венецианские кружева – это наше любимое ирландское кружево, кружево «ретицелла» - гипюрное вязание, «брюггское» кружево – кружево из тесьмы-вилюшки, численное кружево – различное кружево с геометрическим рисунком.